АТЕИЗМ  РСА   БИБЛИОТЕКА   ФОТОГАЛЕРЕЯ   ФОРУМ

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э

Ю
Я

 

 

Гностическая литература — Отрывки из Пистис Софии. Главы 111-113

 

Глава 111. (С. 280) ... И когда ученики сказали это, Спаситель снова продолжил, Он сказал своим ученикам: «Когда вы идете в города или в царства или в страны, проповедайте им прежде всего, говоря: "Ищите все время и не прекращайте до тех пор, пока не найдете тайн света, тех, которые введут вас в царствие света". Говорите им48: "Остерегайтесь лжеучений. Иначе - придут многие под именем моим и будут говорить: Я это, хотя это - не Я, - и они прельстят многих". И ныне каждому человеку, который идет к вам и верит вам и слушает ваши слова и соделывает достойное тайн света, - дайте им тайны света и не скрывайте их от них. И тому, кто достоин тайн высочайших, дайте их ему. И тому, кто достоин тайн нижних, дайте их ему и (С. 281) не скрывайте ничего ни от кого. Напротив, тайны пробуждения из мертвых и врачевания болезней не давайте никому и не обучайте ей, ибо тайна сия принадлежит Архонтам, она и все ее поименования. Вот, поэтому не давайте ее никому и не обучайте ей до тех пор, пока вы не укрепите веры во всем мире, с тем чтобы, когда вы пойдете в города или в страны и вас не примут в них и не поверят вам и не услышат ваши слова, в этих местах вы будете пробуждать из мертвых и вы будете врачевать хромых и слепых и разные болезни; чрез все это такого рода они поверят вам, что вы проповедуете Бога Всего, и они поверят каждому слову вашему. Вот, поэтому я дал вам тайну сию, прежде чем вы укрепили веру во всем мире».
И когда Спаситель сказал это, Он снова продолжил в слове, он сказал Марии: «Ныне же слушай, Мария, о слове, о котором ты спросила меня: "Кто принуждает человека к тому, чтобы он грешил?"»49
Ныне же (слушай): Когда дитя родится, сила мала в нем, и душа мала в нем, и дух обманный мал в нем, словом, трое вместе малы, (С. 282) никто из них ничего не ощущает, будь то добро, будь то зло, — из-за тяжести сна, весьма тяжкого. И опять тело мало, и дитя поглощает яствия мира Архонтов, и сила притягивает к себе часть силы, которая в яствиях, и душа притягивает к себе часть души, которая в яствиях, и дух обманный притягивает к себе часть злобы, которая в яствиях и его похотениях. И тело также притягивает к себе вещество, не ощущающее, которое в яствиях. Мойра, напротив, ничего не берет от яствий, ибо не смешана с ними, но величина - с какой она входит в мир, она идет также с такой. И мало-помалу сила, душа, дух обманный делаются большими, и каждый из них ощущает по своей природе: сила ощущает с тем, чтобы искать свет Вышины; душа также ощущает с тем, чтобы искать Место правды, которое смешано, то есть место смешения; дух обманный также ищет всякое зло и похотения и всякие грехи; тело же ничего не ощущает, разве что поднимает силу из вещества. И теперь трое ощущают, каждый по своей природе. И несущие возмездие50 (Приимщики)51 (С. 283) посылают Литургов следовать за ними и быть свидетелями всех грехов, которые они соделывают, из-за способа, каким их будут карать в судилищах. И после этого дух обманный осмысляет и ощущает все грехи и зло, которые приказали ему для души Архонты великой Геймармене, и он соделывает их
душе. И внутренняя сила движет душу, заставляя ее искать Место света и всю божественность, и дух обманный приклоняет душу и принуждает ее к тому, чтобы она постоянно соделывала все его беззакония, все его испытания, все его грехи, и он остается данным51* душе и враждебным ей, заставляя ее соделывать все это зло и все эти грехи. И он принуждает Литургов, несущих возмездие, к тому, чтобы они были свидетелями на нее во всех грехах, которые он заставит ее соделать. И опять, когда она идет отдохнуть ночью (или) днем, он движет ее в сны или в похотения мира и заставляет ее восхотеть всякую вещь мира, словом, побуждает (?)52 ее на все деяния, которые ему приказали Архонты, и он бывает враждебным душе, заставляя ее соделать то, что ей не хочется. (С. 284) Теперь, вот, Мария, он есть враг души, и он — тот, кто принуждает ее до тех пор, пока не соделает она все грехи. Теперь, вот, когда время этого человека сбывается и исполняется, сначала выходит Мойра и ведет этого человека к смерти посредством Архонтов и их уз, которыми связаны они посредством Геймармене. И после этого идут Приимщики, несущие возмездие, и выводят эту душу из тела, и после этого Приимщики, несущие возмездие, бывают три дня, кружа с этой душой по всем местам, посылая ее во все Зоны мира, дух обманный и Мойра следуют за этой душой, и сила возвращается к Деве света. И после трех дней Приимщики, несущие возмездие, низводят эту душу в преисподнюю Хаоса, и когда низведут ее в Хаос, выдают ее тем, которые карают. И Приимщики возвращаются в свои места в соответствии с устроением деяний Архонтов об исходе душ. И дух обманный начинает быть Приимщиком души, он дан ей и обличает ее в соответствии с карой за грехи, которые он заставил ее соделать, и он пребывает в большой враждебности к душе. И когда душа (С. 285) исполнится карами в Хаосе в соответствии с грехами, которые соделала, (дух) обманный выводит ее из Хаоса, он дан ей и обличает ее в соответствии с Местом за грехи, которые она соделала, и он выводит ее на путь Архонтов Середины. И когда он достигнет их, они (Архонты) спрашивают ее о тайнах Мойры, и когда она не находит их, спрашивают об их Мойре. И эти Архонты карают эту душу по грехам, по которым она достойна. Я скажу вам о виде их кар в изведении Всего. Когда же время кар этой души в судилищах Архонтов Середины исполнится, дух обманный выводит душу из всех Мест Архонтов Середины и берет ее к свету солнца, по велению первого человека Иеу, и он берет ее к судящей, Деве света. Она проверяет эту душу и находит, что она душа грешная, и она бросает в нее свою силу света для ее выпрямления и для тела и для общности ощущения, о виде которых я скажу вам в изведении Всего. И Дева света запечатывает эту душу и передает ее одному из ее Приимщиков и побуждает бросить ее в тело, (С. 286) достойное грехов, которые она совершила. И воистину я говорю вам: она не отпустит эту душу из ее обменов53 тела до тех пор, пока она не отдаст свой последний круг в соответствии с теми, которых она достойна. Обо всем этом я скажу вам - о их виде и виде тел, в которые бросают их, по грехам всякой души, - обо всем этом я скажу вам, когда скажу об изведении Всего".
 

Глава 112. Иисус снова продолжил в слове, он сказал: «Но когда есть душа, которая не послушалась духа обманного во всех своих делах, сделалась благой и приняла тайны света, те, что во втором Вместилище, или те, что в третьем Вмести-
лище, которые внутри, если время (исхода) этой души из тела исполнится, дух обманный следует за этой душой - он с Мойрой - он следует на пути, которым она войдет в Вышину; и прежде чем она удаляется в Вышину, она говорит тайны разрешения печатей и всех уз духа обманного, которыми Архонты привязали его к душе, и когда это будет сказано, разрешаются узы духа обманного, и он прекращает идти в этой душе и отпускает душу по приказам, которые приказали ему Архонты великой Гей-мармене, сказав ему: "Не отпускай (С. 287) эту душу, если она не скажет тебе тайны разрешения всех печатей, которыми мы привязали тебя к душе". Вот, когда душа скажет тайну разрешения печатей и всех уз духа обманного и когда он прекращает идти в душе и прекращает быть связанным с ней, - тотчас она говорит тайну и отпускает Мойру в ее Место к Архонтам, которые на пути Середины. И она говорит тайну и отпускает духа обманного к Архонтам Геймармене, в место, в котором его связали с ней. И тотчас она делается большим потоком света, светя весьма, весьма, и Приимщики, несущие возмездие, те, которые вывели ее из тела, пугаются света этой души и падают ниц. И тотчас эта душа делается большим потоком света, и она делается целым крылом света, и она пересекает все Места Архонтов и все чины света, пока не достигнет места ее царствия, которого тайну она получила.
Но если это душа, которая получила тайну в первом Вместилище, что извне, и когда она после того, как получила тайны, исполнит их и совратится и соделает снова грех после исполнения тайн, и когда снова исполнится (С. 288) время исхождения этой души, тогда идут Приимщики, несущие возмездие, и выводят эту душу из тела. И Мойра и дух обманный следуют за этой душой, ибо дух обманный, привязанный к ней печатями и узами Архонтов, следует за этой душой, которая бродит на путях духа обманного; она говорит тайну разрешения всех уз и печатей, которыми Архонты привязали дух обманный к душе. И когда душа говорит тайну разрешения печатей, тотчас узы печатей разрешаются, те, которые с духом обманным связывали душу. И когда душа скажет тайну разрешения печатей, тотчас разрешается дух обманный и превращает быть данным душе. И тотчас душа говорит тайну и удерживает дух обманный и Мойру и освобождает их от того, чтобы следовать за ней, но нет никого из них, (кто) есть в их власти, но она есть в их власти54. И тотчас приходят Приимщики этой души с тайнами, которые она получила, и забирают эту душу из рук Приимщиков, несущих возмездие, и Приимщики возвращаются к делам Архонтов для (С. 289) устроения вывода души. И Приимщики этой души, которые принадлежат свету, делаются крылом света этой души и делаются одеждой света для нее, и они не выводят ее в Хаос, ибо невозможно вывести в Хаос душу, которая получила тайну, но они выводят ее на путь Архонтов Середины. И когда она достигнет Архонтов Середины, выходят навстречу душе эти Архонты, будучи в великом страхе, в сильном огне, в разных обличьях, словом, будучи в страхе непомерном. И тотчас душа говорит тайну их оправдания55. И они очень пугаются и падают ниц, будучи в страхе перед тайной, которую она сказала, и перед их оправданием. И эта душа отпускает им их Мойру, говоря им: "Берите себе вашу Мойру! Не пойду я в ваши Места отныне; сделалась я чужой вам навеки; пойду я в Место моего наследования". Когда же душа скажет им это, Приимщики света возлетают с ней в Вышину и ведут ее в Зоны Геймармене в то время, как она дает оправдание этому Месту и его печатям, то, о чем я скажу вам в изведении тайн. И она дает Архонтам дух обманный и говорит им (С. 290) тайну уз, которые привязали его к ней, и она говорит им: "Вот вам ваш дух обманный! Не пойду я в ваше Место отныне; сделалась я чужой вам навеки". И она дает каждому его печать и его оправдание. Когда же душа скажет это, Приимщики света возлетают с ней в Вышину и ведут57 ее из Эонов Геймармене, и ведут ее во все Зоны, в то время как она дает каждому Месту его оправдание, а также оправдание всем местам и печати Тиранам царя, Адамаса; и она дает оправдание всем Архонтам всех Мест слева, это — обо всех оправданиях и печатях я скажу вам тогда, когда скажу вам об изведении тайн. И опять эти Приимщики ведут эту душу к Деве света, и опять эта душа дает Деве света печати и славу гимнов. И Дева света и семь других Дев света все проверяют эту душу (С. 291) и все находят их знаки на ней и их печати и их крещение и их помазание. И Дева света запечатывает эту душу, и Приимщики света крестят эту душу и дают ей помазание духовное, и каждая Дева света запечатывает ее своей печатью. И опять Приимщики света передают ее великому Саваофу благому, тому, кто у врат жизни, в Месте тех, которые принадлежат правому, тому, кого называют Отец"58, и эта душа дает ему славу его гимнов, дает ему его печати, его оправдания, и Саваоф великий благой запечатывает ее своими печатями. И душа дает свое знание59 и славу гимнов и печати всему Месту тех, которые принадлежат правому; и все запечатывают ее своими печатями, и Мелхиседек, великий Приимщик света, тот, кто в Месте тех, которые принадлежат правому, запечатывает эту душу, и Приимщики Мелхиседека запечатывают эту душу и ведут ее в Сокровищницу света. И она дает славу и честь и хвалу гимнов и все печати всех Мест света. И все, принадлежащие Месту Сокровищницы света, запечатывают ее своими печатями, и она идет в место наследования».

Глава 113. (С. 292) И когда Спаситель сказал это своим ученикам, он сказал им: "Понимаете ли вы, каким образом говорю я с вами?"
Мария снова вскочила, она сказала: «Да, Господи мой, я понимаю, каким образом ты говоришь со мной, и я пойму их60 все. Вот, ныне об этих словах, которые ты говоришь, мой Ум произвел во мне четыре мысли и мой человек света повел меня и он возвеселился и он вскипел во мне и захотел выйти из меня и войти в тебя. Ныне, вот, Господи мой, слушай, говорю тебе четыре мысли, которые начали быть во мне. Первая мысль, которая начала быть во мне о слове, которое ты сказал: "Ныне, вот, душа дает оправдание и печать всем Архонтам в Местах царя, Адамаса, и дает оправдание и честь и славу их всех печатей и гимны Местам света", - так, об этом слове ты сказал некогда61. Когда принесли тебе динарий и ты увидел, что он из серебра и меди, ты спросил: "Чей этот образ?" Они сказали: "Он кесарев". Когда же ты увидел, что он смешанный из серебра и меди, ты сказал: "Так, дайте кесарево кесарю и Богово Богу", - то есть, когда душа получает тайну, она дает оправдание всем Архонтам и Месту царя, Адамаса, и дает душа (С. 293) честь и славу всем тем, которые принадлежат месту света. И слово: "Он блестел, когда ты увидел его, бывшего из серебра и меди", - то есть вид того, что в ней есть сила света, то есть
серебро избранное, и что в ней есть дух обманный, то есть медь вещественная. Это, Господи мой, есть первая мысль.
Вторая же мысль, которую ты сказал нам ныне о душе, тайну приявшей: "Когда она входит в Место Архонтов пути Середины, они исходят перед ней в весьма великой боязни, и душа дает ему62 тайну боязни, и она дает Мойру ее месту, и она дает дух обманный его месту, и она дает оправдание и печати каждому из Архонтов на путях (Середины), и она дает честь и славу и хвалу печатей и гимны всем тем, которые принадлежат местам света", - об этом слове, Господи мой, ты сказал устами Павла63, брата нашего, некогда: "Дайте пошлину тому, которого пошлина, и дайте боязнь тому, которого боязнь, и дайте налог тому, которого налог, и дайте честь тому, которого честь, и дайте хвалу тому, которого (С. 294) хвала, и не оставайтесь должными никому ничем", - то есть, Господи мой, душа, которая получила тайну, дает оправдание всем Местам. Это есть, Господи мой, вторая мысль.
Третья же мысль о слове, которое ты сказал нам некогда: "Дух обманный враждебен душе, между тем он заставляет ее соделывать всякие грехи и всякие испытания, и он обличает ее, (подводя) под кары за все грехи, которые он заставил ее соделать, словом, он враждебен душе во всяком роде, - вот, об этом слове ты сказал нам некогда: "Враги человека домашние его"64, - то есть, домашние души суть дух обманный и Мойра, те, которые враждебны душе всякое время, заставляя ее соделывать всякие грехи и всякие беззакония. Смотри, это, Господи мой, третья мысль.
Четвертая же мысль о слове, которое ты сказал65: "Когда душа исходит из тела и идет по пути с духом обманным и когда она не нашла тайны разрешения всех уз и печатей, которые привязаны к духу обманному, так что он прекращает быть данным ей, - когда, вот, она не нашла ее66, дух обманный ведет душу к Деве света, судящей, и судящая, Дева света, проверяет душу и находит, что она согрешила, и так как она также не нашла (С. 295) тайн света при ней, она дает ее одному из ее Приимщиков, и ее Приимщик ведет и бросает ее в тело, и не выходит она из обменов тел до тех пор, пока не даст последнего круга", - вот, об этом слове, Господи мой, ты сказал нам однажды67. "Мирись с врагом твоим, пока ты на пути с ним, чтобы враг твой не дал тебя судье и судья не дал тебя слуге, и слуга не бросил тебя в темницу, и ты не выйдешь из этого места до тех пор, пока не отдашь последнего гроша", - через это ясно слово: "Всякая душа, которая выходит из тела и идет по пути с духом обманным и не находит тайны разрешения всех печатей и всех уз, так что она не разрешает духа обманного, который привязан к ней, эта душа, которая не получила тайны в свете и не нашла тайн разрешения духа обманного, который привязан к ней, вот, если она ее на нашла, дух обманный ведет эту душу к Деве света, и Дева света и судящая сия дает эту душу одному из своих Приимщиков, и ее Приимщик бросает ее в Сферу Зона, (С. 296) и не изойдет она из смен тела до тех пор, пока не даст последнего круга, который ей принадлежит. Это, вот, Господи мой, четвертая мысль».

Перевод М. К. Трофимовой

 

Источник                                                                              оглавление                 

АПОКРИФЫ

      Оглавление

   Новозаветные Апокрифы
   
Ветхозаветные Апокрифы
   
Библиотека Наг-Хаммади
   
Гностическая литература
   
Кумранские свитки
   
Герметическая литература
   
Исследования и комментарии


 Главная страница

    Эволюция и управление
    Критика христианства    
    Инквизиция
    Разоблачение библии
    Разоблачение веры

  

        Писания

    Апокрифы
    Библия
    
Коран

    
    
    
Футбол 

    О ПРОЕКТЕ  

X